вторник, 22 апреля 2008 г.

Между Одиссеем и Улиссом

… старик улыбнулся.
— Одиссей ведь почему никак вернуться не мог?
— Ну, ему многое мешало, а может быть, он заблудился?..
— Конечно, заблудился. Он заблудился в словах, в мыслях. Дело не в том, что он не знал, куда дальше идти, куда плыть. И не в том, что ему мешали многочисленные препятствия, хотя и этого хватало. Он заблудился, потому что был слишком внимательном к этому миру, к тому, что происходит вокруг, понимаешь? На каждом шагу он обнаруживал, как мало он знает и понимает и как много ему может открыться, пока он в пути. И получалось, что каждый шаг его не приближал, а отдалял от дома, хотя бы и направление было верным. Он лучше многих знал, что в любом дне, в любой минуте, мгновении прячется бесконечность. И это его настолько заворожило, что он заблудился. Наверное, было бы забавно, если бы кто-нибудь попытался рассказать всё, что происходит с ним в течение дня, во всех подробностях. Этот рассказ занял бы намного больше времени, чем один день, я уверен. А если записать – вышла бы претолстая книга. Может быть, найдётся безумец, который решиться такое попробовать. И он тоже заплутает – в этом единственном дне, вот увидишь. Он попадёт в такие места, куда бы никогда не забрёл, если бы не пытался облечь этот мир в слова, во всей его полноте. Нет, что я говорю, не весь мир, конечно, а хоть малую часть. Одиссей уже заплутал. И сейчас, наверное, бродит где-то. И с каждым шагом на пути домой он становится всё дальше от своей цели. А мы рассказываем друг другу эту историю и помогаем ему стать всё более недостижимым…

9 комментариев:

Dulja Markova комментирует...

про то, как можно заблудиться в одном мгновении, и оно окажется бесконечным (так, наверное, если с точки зрения Времени, а не пространства).
мне от этого грустно, как может быть грустно от той самой бессмысленности, на которую я вчера жаловалась. а еще это очень красиво, и твоя история про Одиссея не выходит у меня из головы.
неудивительно, что кому-то может казаться, что ты знаешь больше, чем говоришь (о смысли в том числе). мне вот тоже так иногда кажется:)

apparent комментирует...

спасибо )

да, примерно об этом.

мне изредка (и это большие удачи) удаётся вдруг сказать больше, чем я могу, я так формулирую )

кстати, одна из таких не плохих, насколько я могу судить, штук у меня про Минотавра есть (его диалог с Тесеем), давным давно написанная, ты не видала?

Dulja Markova комментирует...

стыдно признаться, но раньше не читала.
хороший триптих, беспощадный. первая из его "голов" очень про меня. ты прости, что я на себя все время одеяло тяну, просто мне иной способ восприятия стихов не доступен. вопрос не только в смысле или сюжете, но и в физиологической реакции, которую стихотворение у меня либо вызывает, либо нет. это - прямо хлещет, особенно: "Не можешь пройти мимо/Ни одного лабиринта", а еще: Это же было всего лишь эхо,/Но и оно тебе возражало".
меня только последние две строчки смутили - они как бы не оттуда. весь триптих на одном дыхании, как будто из-за спины, сквозь тебя, а концовка - из головы, словно автор вдруг опомнился и решил вести сам, вроде как "взял ситуацию под контроль". это, кстати, к нашему с тобой и с Шабуцким разговору по поводу иррациональности.

Dulja Markova комментирует...

что-то меня последнее время King Crimson преследуют. до недавнего времени я их довольно долго не слушала. а сейчас открыла last.fm от балды - попала на них. нашла триптих про Минотавра у тебя в жж - дочитала и удивилась, что в current music всё те же:) а еще их сегодня по радио-Рок крутили и вчера тоже...
забавное круговращение

apparent комментирует...

ну, «через себя» - это я понимаю, сам также примерно читаю/слушаю )

концовка - это выход на рацио, да, почти осознанная — надо было из лабиринта выбраться, хм.

вообще-то, хех, я имел в виду другой текст на ту же тему — вот этот. больная тема, видать, у меня )

а Crimson - это прекрасно. их первый альбом - вообще одно из моих любимых среди всего, что слышал.

apparent комментирует...

чОрт, это вышел сокращённый комментарий — я долго писал, а потом интЫрнет сглючил, а я мысль уже слегка упустил... нет в мире совершенства.

Dulja Markova комментирует...

так и знала, что лажанусь;-)
почему-то читая триптих, я подозревала, что ты не его имел в виду. зато мне он очень понравился.
что до выхода на рацио - я ж не против, и по задумке хорошо, чтобы вынырнуть можно было. я, скорее, о том, что переход рубленый зачастую получается, как на американских горках.
не доверяешь ты иррациональному полностью, мне кажется. а в нем заложен потенциал выхода на рациональное. тут только вопрос поймать волну и удержать. (нда, бред какой-то с моими сравнениями вышел)

Dulja Markova комментирует...

теперь прочитала.
когда я верещу, что большая часть современных театральных постановок - все равно говно, и что поэтому я на них и не хожу, мысленно я всегда ссылаюсь на своего любимого Арто и его театр жестокости. собственно, этот твой текст и есть письменное приближение к театру жестокости. я бы хотела увидеть такое на сцене, чтобы когда опустят занавес, забыть, что нужно вставать и куда-то идти, чтобы раз за разом потом прокручивать в голове последнюю сцену. да, здесь концовка удалась: спокойно, но очень твёрдо! а какая ирония - встретить человека, который окажется безумцем!
днем прочла еще кусок "Мрамора" Бродского. там герой находит способ - хотя это казалось невозможным - бежать из места заключения, чтобы купить на свободе просо для канарейки и затем добровольно вернуться назад в камеру. настоящий римлянин. конечно, это о другом. но с точки зрения цельности характера/выбора, которую я вчера помянула, это как раз последовательное завоевание абсурда твоим Минотавром или героем "Мрамора".
наверняка, я все усложняю:-)

apparent комментирует...

я как-то интуитивно понимаю, наверное, о чём ты говоришь про переход от рационального к иррациональному, хотя что такое — «плавный» переход - не очень ясно всё-таки. иррациональному я вполне доверяю, точнее, могу довериться и позволяю периодически. но это как выключатель - вкл/выкл, промежуточные между ирр- и рацио ступени если и существуют, то довольно странные какие-то (у меня, я имею в виду).
а абсурд завоевать нельзя, по-моему. в нём можно научиться существовать и даже получать удовольствие от этого. причём, можно научиться противостоять ему, а можно научиться быть ему созвучным. и то, и другое интересно по-своему — и со стороны наблюдателя, и с точки зрения субъекта, ткскать, деятельности. хм, это меня тоже занесло, да.

спасибо тебе ещё раз )